История средней школы поселка Давенда С первого сентября 1946 года начала действовать, то есть открыла двери для учащихся всех прилегающих к ней посёлков, новая двухэтажная средняя школа № 33. Первым её директором был Сухов Игнатий Васильевич. Оборудование школы первых лет было крайне бедное, в виду того, что это был первый послевоенный год. Было очень мало учебников, а по некоторым предметам их не было совсем. Материал по некоторым предметам приходилось конспектировать. Книготорга не было, учебники и тетради учителя привозили из Могочи. Тетрадей было ограниченное количество, и они распределялись завучем в зависимости от учебной нагрузки в классе. Отопление было печное, но стараниями истопника школы - в ней всегда было тепло. В 1951 году по инициативе уже нового директора школы, фронтовика Коновалова Михаила Михайловича, было сделано водяное отопление. Это значительно улучшило тепловой режим в школе. Стала укрепляться и материальная база школы. Военные годы уходили в прошлое. Из Читы стало поступать оборудование и наглядные пособия по различным предметам. Учительский состав с начала открытия школы был следующий: 1. Сухарев Игнатий Васильевич - директор школы, математик. 2. Лебедев Петр Михайлович - завуч, географ. 3. Курицын Пётр Васильевич - преподаватель русского языка и литературы. 4. Бронин Борис Николаевич - преподаватель русского языка и литературы. 5. Батаева Анастасия Семёновна - математик. 6. Васильев Анатолий Алексеевич - преподаватель математики и химии. 7. Сухарева Евгения Кирилловна - преподаватель биологии. 8. Старкова Александра Васильевна - преподаватель немецкого языка 9. Гриценко Пётр Гаврилович - преподаватель физкультуры. Учителя начальных классов: 1. Соболь Ольга Алексеевна. 2. Карелина Екатерина Кирилловна. 3. Теплякова Ольга Григорьевна. 4. Ворошилова Анна Яковлевна. Коллектив учителей подобрался сплочённый, дружный. Примером этого было то, что с первого года обучения, образовался драматический кружок. Под руководством преподавателя литературы П.В. Курицына, была подготовлена и поставлена пьеса А.Н.Островского «Бедность не порок», которая с успехом прошла не только в Давенде, но и в Руднике Ключи, Коллектив учителей в Кудече. А силами учащихся была поставлена пьеса «Свои люди - сочтёмся». На премьеру этой пьесы собралось большое количество зрителей. Зал не смог вместить всех желающих, поэтому постановку повторяли несколько раз. После работы люди с удовольствием шли в школу и клуб, где инициаторами всех дел были именно учителя. По тем временам у учителя хватало время на работу именно с учащимися, что они с удовольствием и делали. Меньше времени требовалось на бумажные отчеты, поэтому свободное время учителя проводили с ребятами. В последующие годы посёлок разрастался, увеличилось количество классов, потребовались новые кадры. И вот в 1948 году приехала из центра России первая четвёрка преподавателей: 1. Горшкова Нина Семёновна - физик. 2. Поддубская Мария Ивановна - математик. 3. Маркова Антонина Александровна - географ. 4. Волкова Алевтина Петровна - историк. Из местных пришли в школу учителя начальных классов: Морозова Мария Прокопьевна, Гриценко Надежда Захаровна, а в течение 1949 -1952 годов в школу прибыли: 1. Ромашкович Антонина Каземировна - математик. 2. Фадеева Капитолина Сергеевна - химик. 3. Титова Тамара Трофимовна - литератор. 4. Филиппова Галина Полуэктовна - литератор. 5. Парфенова Зоя Николаевна - физик, и другие. Морозова Мария Прокопьевна, ветеран труда (первая справа) В это время директором школы был Коновалов Михаил Михайлович, завучем Бронин Борис Николаевич. В последующие годы отдельные учителя выбывали, другие приезжали. Было вот такое пополнение: 1. Лёвочкина Ольга Ивановна - преподаватель русского языка. 2. Портнягина Любовь Никаноровна - преподаватель биологии. 3. Хамитова Галина Николаевна - преподаватель немецкого языка. 4. Лоншакова Альбина Николаевна - литератор (окончила Иркутский государственный университет) 5. Максимова Александра Петровна - историк (окончила Читинский педагогический институт). (Вплоть до 80-ых годов школа была полностью укомплектована педагогическими кадрами.) Учитель истории Максимова Александра Петровна, ветеран труда (справа) С 1953 года директором школы стал Рыбак Федор Степанович, здесь он проработал 25 лет. Федор Степанович сделал большой вклад в учебно-воспитательный процесс школы. Трудно перечислить все интересные дела за эти годы. Школа принимала участие в самых разнообразных мероприятиях. В течение многих лет в мартовские каникулы проводились выставки «За честь школы», на которых представлялись различные экспонаты сделанные руками учащихся. В это время в школе работали кружки « Умелые руки». Ребята вырезали, выжигали, клеили. Какие замечательные были поделки: шкатулки, резные полочки, рамки различных размеров, ложки и т.д. Большое количество ребят принимало участие в таких выставках. Родители с удовольствием посещали такие выставки. Постоянно готовились концерты художественной самодеятельности, эти концерты давались для населения поселка Давенда, поселка Ключевский, Кудеча. Ежегодно школа принимали участие в районных смотрах. Могочинский зритель помнит, какие звонкоголосые девчата учились в Давендинской школе. Заводные танцы, например в танце «Метелица» принимали участие до 40 человек. Большой вклад в подготовке художественной самодеятельности внесли учителя Шемякина Ольга Михайловна. Она руководила танцевальным кружком, готовили разнообразные танцы. Кучмеева Ольга Григорьева увлекала учащихся поэзией. Школьники, особенно старших классов, с удовольствием читали стихотворения русских и совpeменных советских поэтов, проводили литературные вечера, диспуты. Большое участие в художественной самодеятельности принимала Лоншакова Альбина Николаевна. Будучи ученицей, а затем, работая в школе преподавателем, она постоянно пела в хоре, исполняла сольные номера, готовила инсценировки из различных пьес. Большое внимание в это время уделялось и спорту. Знаменита команда хоккеистов и футболистов занимала призовые места не только в районе, но и в области. Хоккейная команда Давендинской средней школы В 1963 году в школу прибыли новые учителя, среди них был учитель музыки Катков Петр Михайлович, который стал работать организатором по внеклассной работе. Вместе с ним приехала его жена Лилия Иннокентьевна Каткова, которая стала работать учителем начальных классов. Катков Петр Михайлович, являясь организатором внеклассной работы, прекрасно оформил Ленинскую комнату, Малую Третьяковскую галерею, на протяжении многих лет руководил художественной самодеятельностью. В отдельные годы школьный хор посещали до 120 человек. Катков Петр Михайлович В школе был духовой оркестр, многие ребята с большим желанием участвовали в нем. Руководил оркестром Калашников Вадим Анатольевич, который работал в Давендинском рудоуправлении экономистом. Он же вел шахматный кружок, проводил чемпионаты среди ребят. Школьный духовой оркестр Зайцев Андрей Александрович прекрасно подготовил и поставил пьесу Розова «В добрый час». В постановке принимали участие: Смирнов Михаил Викторович (энергетик), Мартышин Владимир Петрович (токарь дизельного цеха), Тимофеева Юлия Аполлоновна (учитель математики) и учащиеся школы. Головин Михаил Михайлович, преподаватель физкультуры, руководил самодеятельностью учителей. Он впервые в Давенде организовал игру в баскетбол. Ребята с таким удовольствием играли в баскетбол! Сушков Алексей Дорофеевич - преподаватель трудового обучения, очень много сделал для школы, Это было время расцвета таких занятий, как выпиливание, выжигание. Экспонаты, сделанные под его руководством, выставлялись не только в школе, но и в районе, области и даже в Москве. В 1967 году в Давендинскую школу приехал работать преподавателем физкультуры Говорухин Владимир Иванович. До этого времени Владимир Иванович работал в школе Олимпийского резерва на Байконуре. Замечательный организатор, великолепный спортсмен, он увлек Давендинских мальчишек и девчонок волейболом и баскетболом. Спортивный зал до позднего вечера был заполнен детворой. Он большое внимание уделил развитию спорта и в поселке. Школьники в то время были активными. Это был рассвет спортив-ной работы, особенно в то время, когда преподавателем физкультуры был Говорухин Владимир Иванович. Говорухин Владимир Иванович (слева) со своими воспитанниками Безъязыковым Николаем и Никулиным Николаем В конце 60-х годов по инициативе комитета комсомола Давенды, был организован легкоатлетический пробег Давенда – Тупик. Команда легкоатлетов из пос. Давенда, в состав которой входили Никулин Николай, Соловцов Сергей и другие ребята бежали до рудника Ключи, а там к ним присоединилась команда ключевцев, далее их маршрут проходил по Руднинской дороге до Могочи. В Могоче к двум командам присоединились команды локомотивного депо и летной эскадрильи (в это время в Могоче стояла вертолетная эскадрилья). И так, сменяя друг друга, команды бежали по Тупикскому тракту в сторону Тупика. Команды все состояли только из комсомольцев, т.к. ребята совершали этот пробег ко Дню рождения комсомола и еще они решили побывать на Мадьярском перекате, на месте где погибли мадьяры в годы гражданской войны. Пробег состоялся! Ура! Жители Тупика вышли навстречу бегунам, а они, развернув флаги, вбежали в центр поселка, и там, на площади состоялся митинг (к сожалению, до сих пор мы не можем найти участников этого пробега, которые представляли Ключевцев и Могочинцев). В эти годы наши спортсмены выезжали на соревнования в другие населенные пункты - Балей, Могочу, Амазар, Вершину Дарасуна и др. И не раз привозили дипломы, грамоты и кубки. В спортивном зале хранились спортивные кубки, которые позднее были переданы на хранение в Давендинское рудоуправление и, к сожалению, были утеряны. В это же время Портнягина Любовь Никаноровна - преподаватель биологии, проводила большую работу на пришкольном участке. Она привлекала в работу всех учащихся 5-10 классов. Каждый ученик школы, обязан был отработать положенное время на пришкольном участке, на котором выращивали овощи. И так как от рудоуправления Давенда в поселке был разбит сад, многие ребята работали там. В этом саду уже в то время выращивали яблоки, вишню, смородину, малину, облепиху и т.д. И это несмотря на то, что в 60-е годы температурный режим был достаточно низким даже летом. Экспонаты пришкольного участка выставлялись на выставках в клубе п. Давенда и на учительских конференциях в г. Могоча. Большое внимание уделялось подготовке предметных олимпиад. До сих пор вспоминают бывшие ученики, как старшеклассники на переменах решали уравнения, вначале писали на доске, затем переходили на стенку под доской, а потом убирали парты и продолжали решение уже на полу. А школа затаив дыхание, смотрела за поединком старшеклассников. Учащиеся школы любили учиться, учились с удовольствием, азартно. Такие учащиеся, как Березин Александр, Закалюкин Сергей, были участниками олимпиад в г. Новосибирске. И там ребята показали неплохой результат. Позднее Александр Березин, окончив институт, стал работать в Тольятти, и предоставил свои работы на выставку ВДНХ в Москве и стал серебряным призером выставки. В 1969 году в школу приехали новые специалисты Кашкина Валентина Афанасьевна – учитель русского языка и литературы, Никулина Любовь Ивановна учитель физкультуры, Федотова Валентина Федоровна – учитель математики. Пионервожатой в школе работала Кудюрова Валентина Михайловна. Никулина Любовь Ивановна стала вести различные спортивные секции. Особой популярностью пользовалась секция гимнастики. Мальчишки занимались на спортивных снарядах, а девчонки занимались художественной гимнастикой. В спортивном зале не бывало свободного места, когда проводились соревнования по гимнастике. Девчонки гибкие, легкие, пластичные покоряли зрителей своим мастерством. Александр Могилевский и директор школы Катков Петр Михайлович А юноши свободно выполняли спортивные упражнения на брусьях, кольцах и перекладине. В это же время Любовь Ивановна руководила танцевальным коллективом в школе. Саша Михайловский, Сергей Субботин, Сергей Нарышкин, Виктор Вырупаев, Александр Могилевский, Виктор Лавриенко, Паша Чан-да-шу, Володя Кочергин, Саша Черный, Николай Данилин – эти юноши занимались в спортивных секциях и также занимались танцами . Девушки Пешкова Ира, Катя Петушкова , Наташа Лазарева, Таня Ильина и др. танцевали замечательные , зажигательные танцы «Молдавский », « Тачанка», современные ритмические танцы. Этот коллектив, в котором было больше парней, впервые в Могочинском районе на смотре художественной самодеятельности показал современный танец, и за который был раскритикован членами комиссии, но уже через год эти танцы стали показывать все школы. В это же время Никулина Л. И. вела еще и краеведческую работу. Занималась с ребятами спортивным ориентированием, ребята занимали первые места в районе и постоянно принимали участие в областных туристических слетах, входили в десятку сильнейших команд области. Наташа Могилевская, Саша Марков, Камиль Юсупов, Сергей Бушенков, Наташа Лазарева, Марина Юсупова, Олег Логинов (он входил в десятку лучших ориентировщиков области) и др. Эти ребята не только хорошо учились они еще успевали заниматься и спортом, и краеведением, являлись участниками олимпиад. Вместе с Никулиной Л.И. в походы с ребятами ходила и учитель математики Косырева Татьяна Евгеньевна. Человек творческий, веселый, зажигательный. Она могла в любой момент поддержать ребят, организовать любое мероприятие, пошутить с ними. ( Позднее она работала в Ленинградской области завучем в казенном образовательном учреждении). В.М. Кудюрова старшая пионервожатая очень ответственно подходила к вопросу воспитания юных пионеров пионерской организации им. Олега Кошевого. Она с ребятами проводила такую большую работу, что уже в начале 70-ых годов пионерская дружина Давендинской школы была награждена Почетной Грамотой Московского комитета комсомола, которая пришла в адрес школы из Москвы. Сбор металлолома, макулатуры, лекарственных трав все это было делом рук пионеров, которыми руководила Валентина Михайловна. Она готовила ребят на пионерские слеты, которые Кудюрова ежегодно проводились в районе. Также в районе Валентина Михайловна проводились такие интересные сборы как «Слет мальчишек» на базе воинской части, «Граница», «Орленок». Команда Давендинской школы постоянно занимала первые места в туристических и геологических слетах. Подготовкой этих команд занималась Никулина Любовь Ивановна вместе с Кудюровой Валентиной Михайловной. Пионерские костры, которые проводила Валентина Михайловна, были сказочно красивы. Вечером в лесу собирались учителя, учащиеся, родители, проводился специальный ритуал зажжения костра и делался отчет о проделанной работе. Она смогла так поставить тимуровскую работу, что люди старшего поколения не испытывали трудности в уборке осеннего урожая, ребята кололи им дрова, складывали поленницы дров, носили воду, в общем делали все, чтобы как-то помочь пожилым людям. В это же время в школе огромным авторитетом пользовалась и комсомольская организация. До сих пор вспоминаются комсомольские костры, которые проводились в строго определенном месте вдалеке от поселка на берегу реки. Но дойти до этого места могли только комсомольцы , потому что всё это делалось в секрете . Заучивались пароли, ответы на пароли . Комсомолец знал только один пост до которого он должен был дойти сказать пароль и только после того как он получал отзыв, ему могли сказать где находиться второй пост, назвать пароль и отзыв ( а могли и не сказать). Постов было много, порой нужно было пройти 3-4 километра, прежде чем комсомолец попадал на лесную поляну. После того как загорался костер, начиналось самое интересное. Диспут! Каких только тем не обсуждали ребята « Если жизнь на Марсе», как помочь бедствующим народам мира и т.д. Обсуждались политические события в мире. Здесь же разучивались новые песни и строились планы на будущее. Ближе к утру все расходились, а утром все как один сидели на первом уроке. Разве можно забыть замечательные походы на реку Шилка. Когда ребята сами сколотили плоты и на них спускались вплавь вниз по течению реки до Горбицы. Учителя Лоншакова Альбина Николаевна, Зоя Николаевна Калашникова, Подопригора Хамитова Галина Николаевна с учащимися на Шилке Владимир, Макарова Лидия Михайловна, Галина Николаевна Хамитов вместе с ребятами вплавь на плотах спускались по Шилке. В 1970 году был организован палаточный лагерь в Соболино на берегу р. Шилка, там отдыхали почти 60 человек учеников со своими учителями Бурковой Л.Р., Никулиной Л.И., Кашкиной В.А., Говорухиным В.И. и бессменным спортивным администратором Валентином Метелевым. На Шилке Валентин Метелев - легендарная по местным меркам личность. Будучи заядлым охотником и рыболовом он был еще и браконьером. Однажды решив в очередной раз легко добыть рыбу, он решил ее оглушить, заряд сработал в руке и ему оторвало руку до локтя. По характеру этот человек был неунывающий, после выздоровления научился все делать одной рукой, а при помощи протеза, он научился косить, летом пропадал на покосах, копал огород, делал все дела. Долгое время работал заведующим спортзалом. Спортзал большой состоял из игрового зала, гимнастического и теннисного, кроме этого в этом же зале нашлось место и для помоста, ребята и взрослые занимались штангой. Любимым делом, а его ждали все мальчишки, была заливка катка. Родители, не боясь, отпускали своих детей на ночь в спортзал. Так как стадион заливался полностью, а для этого дела нужны были помощники на несколько суток, многие мечтали поработать и особенно переночевать в спортзале. Было почетно и считалось особым шиком попасть в команду ребят, которые заливали каток. В эти дни ребята спали на гимнастических матах, ели прямо в спортзале и после недельной работы каток заливался полностью. Затем над стадионом развешивали лампы, и каждый вечер проводились массовые катание на коньках. На стадион приходил весь поселок. И если в это время появлялись учителя, восторгу ребят не было предела. Прокатить учителя, помочь ему устоять на льду, помочь подняться, если вдруг он упал, это было незабываемо. К новому году посредине стадиона ставили елку, ребята на ней развешивали разноцветные лампы, включали музыку и новый год многие жители встречали на стадионе. Массовое катание на коньках было по вечерам, а днем играли в хоккей. Многие учителя приходили на каток покататься, просто отдохнуть, так как работы у них, как всегда, было много. Учителя каждый год принимали участие в педагогических чтениях, многие вели предметные кружки, готовили туристические слеты. Регулярно читали лекции в цехах рудоуправления. Читать лекции для родителей было обязательным делом. Начиная с 1946 года, в школе работал большой и стабильный коллектив учителей. Среди них были такие, труд которых отмечен правительственными наградами, присвоено звание "Отличник народного образования". 1. Сухарева Евгения Кирилловна - орден "Трудового Красного Знамени". 2. Рыбак Ядвига Михайловна – орден "Знак Почета". 3. Портнягина Любовь Никаноровна - орден "Знак Почета", Отличник Народного образования. 4. Яковлева Анна Львовна. 5. Тесля Анна Никитична. 6. Ворошилова Анна Яковлевна – Отличник просвещения. 7. Морозова Мария Прокопьевна. 8. Макарова Лидия Михайловна 9. Бронин Борис Николаевич – Отличник народного образования. 10. Маркова Людмила Григорьевна – Отличник просвещения; 11. Никулина Любовь Ивановна – Заслуженный работник образования Читинской области и Почетный работник образования Российской федерации» 12.Золотарева Валентина Павловна – Заслуженный работник образования Читинской области. 13. Лоншакова Альбина Николаевна – Заслуженный работник образования Читинской области 14.Белолипская Маргарита Ивановна - Заслуженный работник образования Читинской области. 15. Медведева Наталья Петровна - Заслуженный работни к образования Читинской области. Рыбак Фёдор Степанович, Бронин Борис Николаевич награждены грамотами Министерства просвещения РСФСР. Майорова Валентина Александровна учитель начальных классов имеет звание "Учитель методист". Немало учителей, которые проработали в школе и отдали обучению и воспитанию детей не одно десятилетие и награждены медалями "Ветеран труда". Это: 1.Бронина Антонина Александровна. 2.Калашникова Зоя Николаевна. 3.Катков Пётр Михайлович. 4.Максимова Александра Петровна. 5.Тимофеева Юлия Аполлоновна 6.Каткова Лилия Иннокентьевна. 7.Кучина Юлия Дмитриевна. 8.Золотарёва Валентина Павловна. 9.Кашкина Валентина Афанасьевна. 10. Лоншакова Альбина Николаевна. 11. Литвинцева Любовь Федосеевна. 12. Тютерев Виктор Александрович 13.Тютерева Валентина Иосифовна 14.Лоншакова Надежда Васильевна 15.Никулина Любовь Ивановна 16.Белолипская Маргарита Ивановна За период существования школа выпустила более 1500 учащихся. Многие из них поступили и окончили среднетехнические или высшие учебные заведения. Для примера возьмём первый выпуск, который состоялся в 1947 году. Выпускников было 13 человек. Один из них Куприенко Иван после окончания школы выехал на Украину, остальные 12 учащихся продолжали учёбу и окончили: 1.Власов Сергей - Иркутский авиационный техникум. 2. Абрамов Анатолий - Алданский топографический техникум. 3. Башуров Георгий - Ивановское художественное училище. 4. Глухих Василий - Томский политехнический институт. 5.Глухих Надежда - Читинский педагогический институт. 6.Дмитреев Ипполит - Омское артиллерийское военное училище. 7.Зуева Зоя - Читинский педагогический институт. 8.Мухтаров Андрей - Томский автомеханический техникум. 9.Соболев Спартак - Омское Артиллерийское училище. 10.Футомская Людмила - Читинский педагогический институт. 11.Хандыбин Владимир - Иркутский горный институт. 12.Чернов Игорь - Томский автомеханический техникум. В разные годы выпускники после окончания школы поступали и окончили самые различные учебные заведения, получили различные специальности и трудятся в разных регионах России и СНГ. По неполным данным: 1.Педагогические вузы и техникумы окончили более 100 человек. 2. Медицинские вузы и медучилища более 47 человек. 3.Культурнопросветительные школы, дошкольные институты и техникумы - 12 человек. 4.Строительные и лесотехнические учебные заведения - 12 человек. 5.Политехнические институты и горные техникумы более 48 человек. 6.Военные училища более 21 человека. 7.Сельскохозяйственные учебные заведения - 14 человек. 8.Транспортные, железнодорожные и автомобилестроения институты и техникумы более 13 человек. 9. Финансово-экономический (народного хозяйства) и химико-технический институты - 10 человек. 10.Торговля и кулинария более 12 человек. 11.Прочие учебные заведения более 22 человек. (это данные постоянно пополняются) Среди выпускников школы есть такие, которые защитили кандидатские и докторские диссертации. 1. Глухих Виталий Андреевич - академик, генеральный директор объединения "Электротехника" (Санкт-Петербург). 2. Кобылянский Виктор Аполлонович - профессор, доктор философских наук (Чита). 3.Добровольский Георгий Николаевич - кандидат технических наук (Якутск). 4. Ржепко Борис Кириллович - кандидат исторических наук (Красноярск). 5.Абрамова Нина Викторовна - кандидат химических наук (Израиль). 6.Дахненко Лилия Анатольевна - кандидат химических наук (Бишкек). 7.Шастина Валентина Дмитриевна - кандидат технических наук (Алма-Ата). 8.Бигзаев Фарит Фатыхович - кандидат педагогических наук, политэкономия (Чита). 9. Насильникова Юлия Александровна - кандидат медицинских наук (Красноярск). 10. Власова Галина Александровна - кандидат медицинских наук (Красноярск). 11. Рязанова Галина Ивановна - кандидат технических наук (Баку). 12. Романова Светлана Александровна - кандидат технических наук (Курган). 13. Потапова Татьяна Борисовна - доктор технических наук, профессор (Чита). Есть и такие ученики школы, которые окончили средние и высшие военные учебные заведения, например: - Чернов Анатолий, Парамонов Николай закончили военную авиационную академию им. Жуковского» в Москве. - Чегодаев Василий Павлович - Томское военное артиллерийское училище. Выпускники, которые за успешное окончание школы были награждены медалями: 1. Абрамова Нина - золотая медаль 2. Шастина Валентина - серебряная медаль 3. Дахненко Лилия - серебряная медаль 4. Майорова Юлия – серебряная медаль 5. Болдырева Елена - серебряная медаль 6. Медведева Оля – серебряная медаль; 7. Данилова Ульяна – серебряная медаль и др. Многие выпускники в аттестате имели по 1- 2 четвёрки, например: 1. Потапова Татьяна 2. Порушничак Евгений Борисович - работающий зам. главного врача областной клинической больницы 3. Малолеткова Ольга 4. Назарова Зинаида 5. Адамбаева Галина - работающая прокурором в г. Свердловске 6. Онуфриева Владислава 7. Романова Светлана 8. Одношивкина Людмила (Бузинова Л.А.) телеведущая Читинского телевидения 9. Лавренчук Лидия 10.Пермякова Наталья Сергеевна, закончившая Байкальский государственный университет и получившая направление в Германию на стажировку немецкого языка, ныне живущая в Германии. И многие другие. За эти годы директорами школы были: 1. Сухарев Игнатий Васильевич 1946 г. 2. Коновалов Михаил Иванович 1951 г. 3. Рыбак Фёдор Степанович 1953-1978 гг. 4. Сажина Валерия Ефимовна 5. Катков Пётр Михайлович 6. Маркова Людмила Григорьевна 7. Никулина Любовь Ивановна – 1993г- Бронин Борис Николаевич проработал в Давендинской средней школе с 1946 года по 1990 год. Из них на должности завуча 33 года. Удивительный человек Борис Николаевич. О нем очень много рассказывают его бывшие ученики. Любитель попутешествовать он мог приехать к любому из своих учеников, в любой город страны. Несколько раз по путевке выезжал за границу (в советское время). Борис Николаевич мог в уме умножать трехзначные цифры, великолепно пел. А сколько знал поучительных историй?! На память мог цитировать целые страницы. Обладая замечательной памятью, на память мог сказать, сколько в школе учится девочек и мальчиков отдельно по классам, при этом мог назвать, сколько девочек в школе носят имя Наташа, Нина, Тамара, Саша, Сережа и т.д. В школьном музее хранятся его записи (как завуча школы), в которых прописан процент успеваемости по предметам, сколько переведено в следующий класс и т.д. А ведь порой из школы в те годы выпускалось в один год до 70 человек. Эти две тетради являются реликвией школы, т.к. они велись одна с 1946г, а вторая с 1952. В 1950- 1965 г в школе обучалось до 900человек. Учились в три смены, кроме этого работала вечерняя школа. В 70- годы стали открываться группы продленного дня, открылся в здании горняцкого общежития интернат , для ребят которые приезжали учиться в Давендинскую школу из с.Кудеча. До 70 годов в поселке Давенда был интернат, но он стал аварийным, да и число учеников стало сокращаться, поэтому это здание закрыли, а в общежитие на первом этаже для Кудечинских ребят приспособили несколько комнат. В это время директором школы работал Катков Петр Михайлович. До 70-х годов школу отапливала отдельная котельная и так как она стояла недалеко от школы, было решено ее закрыть (к сожалению, это здание стоит немым укором посреди поселка). В конце 80-х годов случилось несчастье, сгорел любимый всеми жителями поселка спортзал. Гордость поселка. Позднее был построен другой спортзал, но в 90-е лихие годы его просто разобрали. (Об этом периоде времени продолжается сбор материалов). Несмотря на трудности, школа продолжала жить, творить, воспитывать и учить детей. Все выпускники школы после окончания успешно закончили различные высшие учебные заведения или техникумы, средние специальные учебные заведения или проф. училища, получили разные специальности и успешно работают в школах, институтах, медицинских учреждениях и других отраслях народного хозяйства. Многие живут и работают в Давенде и Могочинском районе. В 90-ые годы школа работала в сложных условиях, само здание требовало большого капитального ремонта, не хватало учителей, но педагогический коллектив учителей стремился дать детям полноценные знания. Проводились различные внеклассные мероприятия. Директором школы работала Маркова Людмила Григорьевна, она окончила Читинский государственный педагогический институт с красным дипломом. Историк по образованию, она, приехав поселок, сразу стала работать завучем по учебно-воспитательной работе. В характеристике сразу же, было прописано о том, что ее рекомендуют на руководящую работу. Это было небывалое явление по тем временам. Но она очень быстро завоевала авторитет и среди ребят, и среди родителей. Уроки, которые она проводила, уже по тем временам можно было назвать инновационными. Ее ученики использовали при подготовке к урокам не только учебник, но и специальную литературу, выписывали журналы. На ее уроках любили бывать все. Это были уроки–диспуты, уроки размышления. Это были уроки –сказки. На уроках не было равнодушных, все работали, даже самые ленивые и тех она увлекала в мир истории. Ее творческий отчет «Объяснение в любви истории!» вспоминают до сир пор. Она была очень требовательная, порой жесткая, но ее любили ребята. А сколько интересных дел было проведено ею. «Суд над фашизмом» - это мероприятие запомнилось всем. Зал в клубе замер, стояла такая пронзительная тишина, что казалось, не хватало воздуха. И когда была концовка суда, многие в зале плакали. Это было не просто мероприятие. Это было требование: «Помните, через года, через века помните…». А еще она ввела много интересных моментов в жизнь поселка. Так по ее инициативе проведены коммунарские слёты, коллективные творческие дела. Она впервые за последние годы провела вместе с учителями и учениками праздник "Русская масленица". На этот праздник собралось огромное количество зрителей, приехали гости из Ключевского поселка, Могочи. Песни пляски, русские блины, чай на морозе. И конечно, сожжение чучела Масленица. В поселке праздник « Русская Масленица» продолжают проводить и сейчас. Учебный год 1993-1994 годов начался в другом здании. Это бывшее молодёжное общежитие, построенное в 1940 году и переоборудованное под школу (деревянное, двухэтажное). Так как старое здание школы, которое построили японцы в 40-е годы, стало аварийным. И вот по решению исполкома Давендинского поселкового Совета было решено здание старой школы разобрать, и старое горняцкое общежитие переоборудовать под школу. Рассчитывали в этом здании перезимовать всего одну зиму. Но время распорядилось иначе. И 360 человек учащихся, обучались в две смены в приспособленном здании с 1993г по 2001год. Это было не просто трудное время. В классных комнатах температура не поднималась выше 8 градусов тепла. Дети учились в пальто, шубах. На уроках сидели в шапках, варежках. Одним словом как ходили на улице, так и сидели на уроках. Классы были очень маленькие, коридоры узкие, неудобные, ведь это было общежитие, и комнаты были рассчитаны только на 4 человека, а пришлось в них обучаться по 30 человек. Новое типовое каменное здание школы заложили еще в 90-е годы, был выполнен нулевой цикл. Построен фундамент и частично первый этаж. Но произошла перестройка в стране. И в один миг все планы рухнули. Приезжали комиссии смотрели, закрывали школу из-за низкого температурного режима, но учиться нужно было, поэтому ребята сами приходили в школу и занятия продолжались. В течение года размораживали школу до 3-4 раз. Лопались батареи, библиотеку заливало водой. Это было не самое приятное время. В середине года директор школы Маркова Л.Г. уходит в декретный отпуск. В этот год в школу после работы в органах власти, вернулась Никулина Л.И. И так как ситуация в школе была не просто критическая, а отчаянно критическая, ее назначили исполняющим обязанности директора школы. Никулина Л.И. дала согласие работать директором только на один год, понимая, что ситуация очень серьезная. И так директором школы с 1993 года работает Никулина Любовь Ивановна. В эти годы, когда в стране происходят серьезные изменения, не смогли не коснуться они и школы. Начался отток населения из поселка. Многие семьи выезжали и искали другое место жительства. В поселке остаются семьи, которым некуда ехать, Уезжают некоторые из учителей. В школе обучается всего 360 учащихся и работает 14 учителей. Не работают кружки, не ведутся секции. Задача, которая стояла перед новым диктором школы была практически не выполнима по тем временам - подобрать коллектив учителей и наполнить учебный план предметами. Так как не велась биология, химия, иностранный язык, история в средних классах, приходилось много ездить, договариваться и убеждать учителей, которые ушли из школы, вновь вернуться к ребятам. Так вернулась в школу Вдовина Лариса Николаевна, учитель географии и биологии. Стала работать, правда, пока по совместительству, Лоншакова Надежда Васильевна - учитель химии. В 1993 году в школу по распределению приехали два молодых учителя начальных классов: Калистратова Наталья Владимировна и Фазулина Вера Хашимовна. Молодые девушки сразу же включились в работу. Наталья Владимировна стала вести первый класс, а Вера Хашимовна работала воспитателем группы продленного дня, позднее она стала работать координатором детского движения и вести уроки истории в 5-7 классах. Таким образом, несмотря на такие условия, школа продолжала работать. Учителя вели уроки и несмотря ни на что, успеваемость и школьная жизнь проходила на очень высоком уровне. В это же время школа стала активно принимать участие в предметных олимпиадах и различных конкурсах. Как уже говорилось ранее основным бичом того времени был холод, который заставлял и учителей и ребят находиться даже в классных комнатах в пальто и шубах, т.к. температурный режим в классах был +7, 8 градусов. Ребята и учителя часто болели, но велико было желание учиться и приходилось заниматься в три смены. Но жизнь школьная тем и удивительна, что можно все невзгоды преодолеть сообща. Конкурсы, занимательные и развлекательные программы проводились постоянно, время летело незаметно. И уже в 1994 году коллектив школы провел семинар для директоров, завучей и учителей района. Его так и назвали «Один день из жизни школы». 14 уроков в один день, воспитательное мероприятие было проведено на высоком уровне. Все бы хорошо, но гости так замерзли, что многие из них после приезда домой заболели. Потом некоторые из гостей школы звонили и спрашивали: «Как можно в таком холоде работать в течение дня?» А мы, по видимому, настолько уже адаптировались к морозу, что и мороз нам был не страшен. Да, и гордость что у нас все получилось, согревала нас, мы были бесконечно счастливы. Нас похвалили! Мы молодцы! Мы справились! Этот успех придал нам новые силы. И уже весной этого года школа приняла впервые участие в творческом отчете, такие отчеты проводился в районе. Каждая школа отчитывалась о своей работе за отчетный период. И вновь победа! Мы заняли первое место! Несмотря на условия, в которых работал коллектив учителей и учащихся, мы постарались показать особенность нашего коллектив. У нас есть свои традиции, которые были заложены в школе давно. Мы школьные классы превратили: в литературную гостиную, комнату сказок, комнату русского фольклора, были предоставлены поделки, которые выполнены руками учащихся, это тоже была отдельная комната. Особым успехом у всех пользовалась комната «История школы в фотографиях». Каждый старался найти себя на старых фотографиях, своих одноклассников, друзей, родственников. Смеялись, грустили о рано ушедших, вспоминали. Комната смеха, которую приготовили выпускники школы, под руководством классного руководителя Медведевой Н.П. открылась знаменитой арией «Крышечка». Молодые задорные парни пропели ее с таким азартом, что поверилось, Леша Лобанов настоящий дирижер, а Игорь Мурзин замечательный тенор, а Дима Бикбов солидный баритон. Комната смеха не вместила всех желающих. Было много шуток из школьной жизни, ребята смеялись над собой. А смеялись так, что в школу прибежали работники профкома рудника Давенда, их здание находилось недалеко от школы, с вопросом: «Что тут у вас случилось?» В конце 90-х годов в поселок приехала делегация японцев. Они побывали в школе, а затем гостили дома у директора школы Никулиной Л.И. Школьный обед им очень понравился, особенно они с удовольствием ели бруснику и пили чай с вареньем из маховки. Цель приезда делегации такова: найти захоронения пленных японцев, которые в 1946 году проживали здесь в поселке. Это они строили школу, клуб. Пообещав вернуться через два года, делегация отбыла. Это было особенное событие для поселка. А школа продолжала жить своей жизнью. Школьники принимали участие в олимпиадах, конкурсах. Занимали призовые места. По математике, русскому языку и другим предметам. В это же время наша танцевальная группа заняла первое место в танцевальном конкурсе Могочинского района « Аленький цветочек». В один из дней марта 1995 года в рабочем клубе Давенда состоялся конкурс «А ну-ка, девушки!». Ключевцы бросили вызов давендинцам, пригласив их на конкурс, будучи твёрдо уверены в своей победе. Перед поездкой в Давенду в Ключевском клубе прошел такой же конкурс, и команда победительница приехала к нам в Давенду. Ключевцы потерпели полное поражение. Восьмиклассницы школы с честью выдержали напор соседей. Артистичность, элегантность, красивая музыка, танцы и песни, которые представили они, не оставили равнодушными ни зрителей, ни жюри. Победа была полной, это придало уверенность нам. В состав команды входили: Туманова Ю., Ильина Л., Терентьева С., Сарафанникова В., Семёнова Н., Перевалова И.; Терентьева С. Готовила команду директор школы Никулина Л.И. И в этот же год в школе в холодном зале был проведен первый показ мод, его тоже приготовила Никулина Л.И.. Это было замечательное зрелище. Мода всегда во все времена притягивала к себе взгляды. Девочки демонстрировали изделия, которые шили, вязали сами. И сразу же провели конкурс « Рыцарский турнир». Здесь уже отличились наши парни. Физически крепкие, закаленные они смогли удивить женскую половину в том, что есть рыцари в Давендинской школе. В школе имеются школьные мастерские. Уроки труда проводит Тютерев Виктор Александрович. Ребята строгают, пилят. Изучают автодело. Готовят экспонаты на выставку. И учителя не испытываю никакого труда, при выполнении каких либо работ связанных с ремонтом школы. Юноши научены всему, что пригодилось им в жизни. И заслуга в этом Тютерева В.А. 1996 год. Школе исполнилось 50 лет. Идёт подготовка к празднику. Впервые за 50 лет в посёлке справляется День рождения школы. Наконец наступает 23 мая. Мы встречаем гостей. Все волнуются. Классы превращены в салоны, гостиные, комнаты отдыха. Работает кафе. И вот, наконец-то, подъезжают гости. Подарки, поздравления, шум, смех, восклицания, встреча поколений и школьных друзей - всё перемешалось в этот день. Великолепный концерт, а вели его учителя русского языка и литературы Кашина Валентина Афанасьевна, Давыдова Тамара Васильевна и Маркова Людмила Григорьевна, которая, вернувшись в школу после рождения ребенка, стала работать учителем истории. На праздник приехало 70 человек, это были выпускники разных лет и гости школы. Много добрых слов было сказано в адрес учителей, родителей, учащихся школы. Из разных уголков страны были присланы телеграммы, письма. День пролетел незаметно. Но до сих пор многие давендинцы вспоминают его с особой теплотой. Время идет вперед. Мы по-прежнему учимся в приспособленном здании. Не ведутся уроки физкультуры и немецкого языка. Уехал учитель истории. По-прежнему холодно в здании. В 1997 году Давендинской школе передали в оперативное управление Кудечинскую начальную школу. Вновь появились проблемы с кадрами. Необходимо было искать выход из положения, и он был найден. В школу были приглашены выпускники, которые закончили другие учебные заведения, не являлись учителями. Но для них был создан особый климат поддержки, и на сегодня они не только являются хорошими педагогами, но и поступили учиться в педагогические заведения. Например: Бунькова Марина Викторовна после окончания горного техникума работала на обогатительной фабрике. Ее пригласили в школу работать учителем географии. Проработав два года, она поступает в педагогический институт и, окончив позднее Читинский государственный педагогический университет, получила специальности учителя географии. При защите диплома, ее работа была признана одной их лучших, и администрация школы получила от руководства университета рекомендацию, присвоить Марине Викторовне «Первую квалификационную категорию по должности « учитель», до этого она работала по 12 разряду. Позднее Бунькова М.В. работала в школе и являлась заместителем директора по научно – методической работе. Под ее руководством в школе стало активно работать школьное научное общество учащихся. Ребята с удовольствием работают над исследовательскими темами, под руководством учителей. Принимают участие в заочной конференции «Шаг в науку». И после первого участия в этом конкурсе, ученица 10 класса Оля Медведева занимает в области первое место. В 1998 году директор школы пригласила работать Кузьмину М.В. - учителем истории, она занималась поисковой работой и под ее руководством был открыт стенд, посвященный погибшим землякам в горячих точках (в настоящее время является главой городского поселения «Давендинское»). Федянина Наталья Сергеевна - координатор детского движения, учитель ИЗО. Начинала свою деятельность Наталья Сергеевна лаборантом кабинета физики. Наталья Сергеевна человек творческий она умеет рисовать писать, лепить и т.д. Поэтому руководство школы назначает ее организатором по внеклассной работе. Праздник, классные часы, поездки в Кудечинскую школу с концертами с ребятами занимали большое количество личного времени. Но она с этим не считалась. В школьном архиве сохранились записи праздников, которые она готовила на «Последний школьный звонок». И когда только она находила время на подготовку. В таких праздниках принимало участие большое количество ребят. Юморески, постановки, песни, танцы. Клубный зрительный зал был полон. С восторгом встречали зрители очередного артиста. Уже в 2000 годах Наталья Сергеевна с отличием закончила Читинский педагогический колледж и стала работать учителем начальных классов. А учитель она от Бога. И как повезло ее ученикам и их родителям, что именно она ведет уроки в их классе. В конце 90-х годов в школу пришла работать преподавателем немецкого языка Быць Зейтуна Андреевна, до этого она работала воспитателем в детском саду. Много лет Кудечинских ребят возили на занятия работники автоколонны. Администрации школы пришлось много убеждать и руководство рудоуправления и комитет образования, что в школе необходимо ввести должность воспитателя- сопровождающего. Так по истечении какого-то времени, такая должность была введена. В ее обязанности входило привезти и увезти Кудечинских ребят, а также работать с родителями. На эту должность принята Поликанова Елена Александровна . Привозят ребят на автобусе, который является собственностью Давендинской автоколонны. А это, конечно, большая проблема для школы. Так как водители не хотели подчиняться директору школы и всегда диктовали свои условия. Но возить детей на занятия нужно было, поэтому с таким положением дел мирились все. В поселке стояло заброшенное здание детского сада. Конечно, пока оно охранялось, но его состояние было настолько плачевное, что до него просто не доходили руки. И вот по инициативе главы администрации Давенды Кудюровой В.М. было решено, бывшее здание детского сада отремонтировать и переоборудовать его под начальную школу. В четырех игровых комнатах сделали четыре класса, а спальные комнаты превратили в игровые комнаты. Классные комнаты были большие, светлые. Ребята чувствовали себя в школе как дома. Любили свои классы, любили ходить в школу заниматься и в свободное время играть в разные игры. Они развели много цветов. В 1997году решили открыть одну группу детского сада. А для того, чтобы открыть такую группу - необходимо было получить лицензию. И вот тогда произошла реорганизация и Давендинская средняя стала называться школа – сад № 33 пос. Давенда. В этот же год открыли группу - в ней было всего 15 человек. Это была разновозрастная группа. Собрали коллектив и стали работать. Первыми воспитателями были Алешкова Л.И., Сухарева Л.П. и Ананьина Т.А. Стали проводить занятия, принимали участие в конференциях и семинарах. Получали дипломы и грамоты. Руководство и коллектив школы сделал все возможное, для того чтобы детям было уютно. К сожалению, бывшее руководство рудника Давенда и руководство детского сада практически разграбили все имущество детского сада, и школа пришла в пустое здание, где не было даже чайных кружек и ложек. Собирали посуду с родителей, сами приносили из дома. Большую помощь тогда в этом оказала глава администрации п. Давенда Кудюрова В.М., тоже выпускница нашей школы. База стала пополняться, и на многие вещи мы стали смотреть оптимистично. Систематически в школу, где учились ученики 5-11 классов приезжали комиссии, смотрели, сокрушались, но ничего не изменялось. Привыкнув к таким условиям, и учащиеся, и учителя продолжали трудиться. Частым гостем в школе была председатель районного комитета образования Горбунова Лариса Владимировна. Проводили собрания, первое время учителя жаловались на плохие условия, а потом поняли, что никакие письма (а их мы писали огромное количество в разные инстанции) - нам не помогут, нужно доказывать делом. И вот в 2000 году на одной из таких встреч глава администрации Могочинского района Мамаев В.А. сказал о том, что он принял решение, что школу в Давенде он будет строить. На встречах с руководителями коллектив в основном говорил о том, что, наверное, скоро времена поменяются и нам посчастливиться работать именно в здании школы, а не старом горняцком общежитии. Мы говорили о том, что, несмотря на трудности, наши ребята поступают в ВУЗы и в основном работают на руководящих постах. Когда коллектив услышал эту новость, некоторые стали сомневаться. Ведь сколько раз нам обещали, и кто только нам не давал обещание, все оставалось по-старому. И верилось в эту новость, и нет. Однако уже в конце ноября 2000 года стали подвозиться стройматериалы, и приехала первая группа строителей. Строили школу китайские рабочие. Они за рекордно короткий срок докончили кладку стен , провели штукатурные работы , а в декабре рабочие ЖКХ, в самые лютые морозы, а было - 48 градусов С, подключили школу к отоплению. Самое интересное в новом здании было намного теплее, чем в том, в котором мы занимались, а ведь вместо стекол на рамы была натянута полиэтиленовая пленка. В школе начались отделочные работы. Это было удивительное время. В строящееся здание приходили учащиеся, жители поселка, все любовались и с таким нетерпением ждали, когда же школа распахнет свои двери. И этот день настал. 29 августа 2001 года состоялась презентация школы. Было много гостей, всё было очень красиво! В 2001 г. состоялось торжественное открытие нового здания Давендинской школы. 29 августа 2001 года был по-настоящему праздничным. Накануне целую неделю на дворе стояла ненастная погода, а с утра, в небе засияло солнце и небо было синее, синее. В поселке с утра чувствовалось праздничное настроение. Каждый житель готовился прийти на это мероприятие. Впервые в поселке проходит презентация - открывается новая школа. Что испытывал в этот день коллектив школы? Да, конечно, радость! Ведь в течение всего лета учителя шили портьеры, мыли, скребли краску. Вместе с родителями, ребятами готовили кабинеты. Развешивали портьеры, тюль. В течение лета разводили цветы. Шили занавесы и шторы. Ремонтная бригада под руководством Никулина Николая Федоровича и Медведева Сергея Александровича собирали мебель. Школьные пятисекционные стенки, столы, стулья. Сами заносили и расставляли мебель. Большое участие в этом деле оказывали Руслан Федоров, Алексей Никулин - бывшие выпускники школы. Ученики Максим Ким, Ворсин Евгений, Чегодаев Андрей и другие ребята все лето работали в школе. Это было время особенного подъема, никто не хотел уходить из здания школы, и мы находились там с утра до позднего вечера. И вот наступило утро 29 августа 2001г. С утра директор школы Л.И.Никулина, а пришла она в школу в 7 часов утра, обошла все кабинеты, поверила, все ли готово к приему гостей и вдруг сказала: «Мне посчастливилось жить в сказке, спасибо В.А.Мамаеву за то, что он подарил эту сказку и детям поселка Давенда, их родителям и учителям. Хотелось бы, чтобы сказка эта не заканчивалась никогда!» На открытие новой школы съехалось много гостей. Среди них представитель от областного комитета образования Карасев К.И., генеральный директор компании «Ключи» Нагель К.И., ректор Байкальского университета Бигзаев Ф.Ф. (выпускник нашей школы), председатель районной Думы Колобов В.И., директор сбербанка Кузнецова А.В., директор Могочинской автобазы Никонов В.Г., зам.главы администрации Могочинского района Ильин В.Я., председатель РКО Горбунова Л.В., представители Китайской республики (от строительной организации, которые строили школу) и много других гостей. Было много сказано хороших слов в адрес В.А.Мамаева, который, несмотря на сложное время, смог убедить и областное руководство, и нашел подрядчиков на строительство школы. В.М. Каргина зам. главы администрации Могочинского района по вопросам строительства была частым гостем во время строительства школы, она контролировала объект, наблюдала за ходом выполнения строительства. Успевала быть везде. И поэтому на празднике в ее адрес было сказано много хороших слов. Открыл праздник Царев С.И. директор Могочинского дома творчества, он и был ведущим на презентации. Гостями это чудесного праздника были ребята из муниципального танцевального коллектива «Грация». Они танцевали для всех, они радовали присутствующих своим творчеством. Присутствующие встретили выступление Бигзаева Ф.Ф. аплодисментами. Свое выступление он начал со слов: «Давендинские учителя всегда умели хорошо учить!» Неожиданным было и выступление директора сбербанка Кузнецовой А.В. Она поздравили всех присутствующих с замечательным событием, а ученикам первого класса вручила сберегательные книжки с первым взносом на 100 руб. То-то было радости у первоклашек. Представители от делегации из Китая не только поздравили, но и подарили школе пять компьютеров. По-особому было встречено и выступление представителя от Могочинской церкви, он освятил школу, подарил икону, сказав, что она будет хранить нашу школу и всех детей и взрослых, работающих здесь, от всех бед. Перед тем как открыть двери школы, в нее по традиции запустили кота по Феликса и только потом в школу пошли ученики, учителя, родители и гости. Красивая, сверкающая, нарядная как невеста, встретила школа всех нас. Шум, смех, поздравления, подарки - все это было торжественно и радостно. А 1 сентября был еще один праздник «День Знаний». Начались школьные будни. Но они были особенные. Практически каждый день в школе были гости, делегации. Все восхищались школой. Благодарили Мамаева В.А. за то, что он в такое сложное время не только смог построить школу, но и оснастить каждый кабинет новой мебелью, оборудованием. А в каждом кабинете стояла новая пятисекционная стенка, на подоконниках цветы, а в литературной гостиной на потолке сверкали новые красивые люстры. Актовый зал встречал гостей не только своим красивым видом, но и картинами которые были развешены по стенам. Учительская удивляет присутствующих своим убранством: красивая стенка, ковер на полу, кресла, диван - все располагает к отдыху. А это и есть комната психологической разгрузки. Коллектив школы в эти годы работал на особом подъеме. Мы давали по 7-8 районных семинаров в год. Показывали работу и учителей начальных классов, и учителей предметников, семинар «Один день из жизни Давендинской школы» был одним из лучших т.к. в этот день все учителя показывали свою работу. Гости смогли посмотреть, как работает школа в течение обычного рабочего дня. 9 мая 2002 года в школе был открыт школьный музей. Смотрителем музея стал Субботин Владимир Иванович, ранее проработавший директором Давендинского клуба 39 лет. В школу он пришел по приглашению директора школы Никулиной Л.И.. Она в течение всего периода работы в Давенде занималась краеведением и собирала краеведческий материал о школе и поселке. И так как материала накопилось много и появилась свободная площадь в новом здании, решила, что пора делать музей. Хотя краеведческая комната уже была открыта, но она находилась в здании начальной школы, а это было неудобно. Владимир Иванович согласился, и они вместе с Никулиной Л.И.начали систематизировать собранный ею материал и делать стенды, выставки. Позднее Владимир Иванович так увлекся этим делом, что с удовольствием собирал экспонаты по поселку. Константин Таракановский написал замечательную исследовательскую работу о жизни Субботина В.И.. Его работа была признана лучшей по результатам 2010г. Это уже отдельная страничка нашей истории. Мы ее пропишем обязательно отдельно. Семинар «Я люблю свою землю», а на него приехали 29 представителей школ района, не только был высоко оценен присутствующими, но и тем, что именно в этот день было немало сюрпризов. В этот день был открыт кабинет начальной военной подготовки. Был открыт стенд «Земля родная вспомни всех и каждого поодиночке». Этот стенд посвящен нашим землякам, которые погибли в горячих точках: Павел Ворсин пропал без вести в Афганистане, Сергей Иванов погиб в Чечне. Но самой неожиданной в этот день для всех была новость, которая поразила всех присутствующих. В этот день школе был подарен паспорт звезды, которая названа в честь Давенды «Давенда - Россия». Открыта эта звезда в нашей Галактике, в созвездии Лира, до нее 100 световых лет, но она есть. Паспорт звезды был отправлен З.Н.Калашниковой учителю физики нашей школы. Ее родственники, живущие в Америке, узнав о том, что открыта новая звезда, заявили на нее свои права и назвали ее в честь своего поселка, в котором жили, заканчивали школу. В своем письме Зоя Николаевна Калашникова писала: «У каждого из нас есть малая Родина – место, где мы родились, где прошло наше детство и, может вся жизнь. С нашей малой Родиной-Давендой крепко связана судьба поколения Калашниковых. В 1940 году, когда в связи с угрозой второй мировой войны 18 партийной конференцией было принято решение о разработке вольфрамовых и молибденовых месторождений. На работу в Давендинское рудоуправление был направлен Калашников Анатолий Павлович- старейшина рода, который и проработал здесь более полувека. 40 лет работы отдал поселку старший сын Анатолия Павловича – Калашников Вадим Анатольевич. Жили, работали и учились в Давенде братья, дети, внуки Калашниковых. Двенадцать окончили Давендинскую среднюю школу, восемь работали. Пятеро навечно остались в Давендинской земле. Кто-то уехал, следуя своей судьбе. Но корни остались здесь, и чем глубже уходит время, чем дальше оказался человек, тем больше его влечет к его родной земле. В поколении Калашниковых дальше всех, в США, оказалась Валентина, старшая дочь Анатолия Павловича. Три года назад, в 2000 году, приезжала в Давенду с детьми, Александрой и Максимом. Многое вспомнилось, что-то вызвало боль и грусть. И вернувшись к себе, решили они сделать подарок поселку и школе. Они подарили звезду, не фигурально, а по-настоящему. Эта звезда занесена документально в книгу « Ваше место в космосе», указаны ее координаты, дано имя. Она находиться в нашей Галактике, в Млечном пути, в созвездии Лиры, примерно в ста световых годах от нас. О ней далеко не все известно. Но она есть! У нее имя «Давенда-Россия». У нее есть паспорт-интернациональный звездный регистр. Она принадлежит нам – давендинцам и нашим потомкам. И где бы мы ни были, взглянув на ночное небо, мы чувствуем свет и тепло, идущие от нашей малой Родины. И так будет всегда! И еще: поселок, у которого есть своя звезда во Вселенной, не должен исчезнуть на нашей планете. Пусть всегда будет наша малая Родина. 2003г. Калашникова З.Н.» В конце семинара «Я люблю свою Землю» об этом событии объявила директор школы Никулина Л.И. Передала этот паспорт президенту молодежной организации Амурцеву Сергею. В момент, когда ученик 9 класса Амурцев Сергей поднял над головами паспорт, а он размером с картину, раздался такой восторженный крик всех присутствующих, что на улице возле школы остановились прохожие. Ребята и учителя радовались, обнимались и кричали «Ура!». А гости были растеряны, в первый момент не каждый может поверить в такое, а потом подключились к нашей радости. Мы не просто живем на этой земле, у нас есть своя Звезда. Наши ребята стали по-особому относиться к своей школе. Они ее берегут. Вечера, встречи, поездки! В гостях нашей школы побывал Губернатор Читинской области Р.Ф. Гениатулин, который вручил награду директору школы Никулиной Л.И. под № 33 «Заслуженный работник образования Читинской области». Депутат Верховного Совета Швыряев Я.М. не только был гостем нашей школы, но и переписывался с учениками. А уже в 2003 г. коллектив школы принимает участие в смотре-конкурсе по подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году и занимает первое место. В 2004 и 2005 гг. школа вновь участвует в конкурсе и вновь занимает призовые места. Каждый год в школе проводится предметная диагностика, анкетирование, цикл занятий по выбору профессии, беседы со старшеклассниками на тему: «Выбери профессию правильно». Кроме этого, в школе ведутся факультативы и элективные курсы по информатике, астрономии, электротехнике, праву, основам экономики и бухгалтерского учёта и т. д. Работают кружки: хоровой, танцевальный, фольклорный, игры на гитаре и др. Коллектив школы стремится принять участие во всех мероприятиях и творческих конкурсах, проводимых в районе и области. Так, в 2000 г. учитель школы Майорова Елена Валерьевна заняла I место в районном конкурсе «Учитель года». В 2003 г. учащиеся школы Жабин Андрей и Иконникова Нина заняли первое и второе место в районном конкурсе «Мир для тебя», по результатам которого Андрей участвовал в конкурсе в г. Чите. В этом же году учащиеся 11класса Медведева Ольга и Медведева Екатерина принимали участие в областной конференции «Шаг в науку», где работа Медведевой Ольги была признана лучшей. Коллектив Давендинской школы занял II место в районном фестивале творчества школьных коллективов «Дом, в котором ты живёшь». В районном смотре-конкурсе хореографических коллективов «Аленький цветочек» коллектив школы занял II место. Школа третий год участвует в эксперименте по ЕГЭ. В 2003-2004 учебном году по результатам ЕГЭ школа заняла в районе 2 и 3 место по предметам русский язык и математика. Некоторые выпускники показали достаточно высокие результаты (по математике - 72 балла, по русскому языку - рейтинг составил 95,3 балла) и две выпускницы получили серебряные медали. В 2004-2005 учебном году качество результатов ЕГЭ по русскому языку и математике составило 40%. В течение последних 10 лет от 75 до 88 % выпускников поступают в ВУЗы и колледжи, после окончания средних учебных заведений продолжают обучение в ВУЗах. В течение нескольких лет работает научное общество учителей и учащихся и процент участия школьников в его работе постоянно растёт. Ребята под руководством педагогов занимаются исследовательскими проектами, пишут рефераты, а результаты своей работы представляют не только на заседаниях, но и перед родителями, младшими товарищами и т. д. В школе оборудовано два компьютерных класса, имеется 6 мульти-медийных проекторов. Предмет «информатика» ведется, начиная со 2 класса по утверждённым программам и учебникам. Большая часть учителей школы прошла подготовку в Интернет-центре г. Читы. Учитель информатики Медведева Н.П. освоила специальный курс подготовки и под её руководством в школе была разработана программа по обучению практическим навыкам работы на компьютере для других учителей школы. В настоящее время компьютерные технологии активно используются на многих уроках, что положительно сказывается на результатах обученности школьников. Кроме того, учителя начальных классов прошли обучение на курсах «Обновление содержания школьного образования» и вот уже в течение трёх лет начальная школа занимается по новой программе «Гармония». В средних и старших классах учителя используют методики развивающего обучения и ведут занятия по новым учебникам, отвечающим современным требованиям. Учащиеся являются полноправными субъектами образовательной деятельности, традиционными стали дни самоуправления, многие школьные проблемы решаются с помощью учеников, плодотворно работает актив молодёжной организации «Ритм». При выборе президента организации каждым из кандидатов была предложена своя программа и проведена пресс- конференция с участием всех старшеклассников школы. В 2006 году смотрителю школьного музея заслуженному работнику культуры РФ Субботину В. И. присвоено почетное звание «Почетный житель Могочинского района». Постоянно пополняются экспозиции в музее, посетители музея - не только частые гости школы, но и ученики, их родители, да и просто взрослое население посёлка. К 60-летию Великой Победы в музее в отдельной комнате открыта ещё одна композиция, посвящённая истории рудника Давенда и его работе в годы Великой Отечественной войны. А через год открыта экспозиция « Русская старина». Школьный музей принимал участие в областном смотре-конкурсе историко-патриотических музеев школ и учебных учреждений, посвящённом 60-летию Победы по итогам которого включён в разряд перспективных и начинает паспортизацию. И, конечно же, основным направлением работы в школе является военно-патриотическое, которое осуществляется через работу краеведческого музея, встречи со старожилами посёлка, творческие конкурсы и смотры, беседы, уроки мужества, работу кружка «Граждановедение» и т. д. Также воспитательная работа ведётся по направлениям: - культурологическое; - нравственно-эстетическое; - спортивно-оздоровительное и т. д. В 2006 г. исполняется три года со дня открытия звезды в созвездии «Лира», которая носит имя Давенда - Россия. Такое открытие «подарили» школе её бывшие выпускники, ныне живущие в США. Вообще, родители и просто многие бывшие выпускники школы становятся добровольными и активными помощниками школы в деле обучения и воспитания. Постоянно проводятся «Дни открытых дверей», родительские конференции (одна из них прошла и во время районного семинара на базе нашей школы, о которой учителя других школ оставили положительные отклики). Родители являются постоянными участниками всех школьных мероприятий, активно работает Совет школы с их участием. Взрослое население посёлка оказывает не только моральную помощь, но и материальную. Так, только в прошлом учебном году бывшими выпускниками и родителями учеников школы были подарены: музыкальный центр-караоке, картины, художественная литература в школьную библиотеку. Педагогический коллектив школы, несмотря на многие трудности, старается работать творчески, заинтересованно и плодотворно. В настоящее время педагогический коллектив школы работает над следующими проблемами: - профильное обучение (в 2006-2007 учебном году на базе 10 класса сформированы две профильные группы - физико-математическая и гуманитарная); - построение и организация учебного процесса в адаптивной школе (т.к. в настоящее время в школе обучаются учащиеся различных способностей и стартовых возможностей, а также дети из реабилитационного центра опеки детей, оставшихся без попечительства родителей «Журавлёнок »); - организация учебного процесса в малокомплектной школе (в начальной школе села Кудеча, переданной в оперативное управление Давендинской школе, начиная с 2005 г. занятия ведутся в двух малокомплектных классах. Работают здесь два учителя - Белолипская М. И., чей педагогический стаж составляет 50 лет, и молодой специалист Беломестных Г. Н. Приходится им очень трудно, т. к. нужно осваивать новую программу обучения в условиях малокомплектной школы, а в настоящее время нет практических пособий по этому вопросу.) На протяжении многих лет из соседнего села Кудеча, которое находится в 12 км от Давенды, на занятия в МОУ СОШ № 33 и обратно ребят привозили на автобусе. Автобусные перевозки осуществлялись Давендинской автоколонной, а затем и МУП ЖКХ, а с 2006 года автобусы переданы в школу и уже сама школа занимается этим вопросом. Во время перевозок, в автобусе постоянно находится воспитатель-сопровождающий, который следит за ребятами, изучает с ними правила поведения в автобусе, проводит занятия по изучению правил оказания первой медицинской помощи, как вести себя в экстремальной ситуации, кроме этого воспитатель является связующим звеном между педагогами и родителями из села Кудеча, дети которых продолжают обучаться после окончания начальной школы в Давендинской школе. Воспитатель проводит дополнительные занятия с ребятами средних классов, организует их досуг до прихода автобуса, т.е. когда в старших классах еще идут уроки. Для того чтобы перевозки школьным автобусом осуществлялись регулярно, в 2006 году составлена нормативно- правовая база в которую вошли: -Федеральные Законы и Указы президента; - Постановления правительства РФ; - Приказы и другие нормативные акты министерства транспорта РФ; - Нормативные акты других ведомств, а также приказы и распоряжения Комитета образования, науки и молодежной политики Читинской области, районного комитета образования и др., по обеспечению безопасности перевозок учащихся школьным автобусом Утвержден график подвоза учащихся, разработан маршрут движения и остановки, кроме этого разработаны инструкции и должностные обязанности для водителя школьного автобуса и воспитателя-сопровождающего. Большую работу педагогический коллектив ведет по организации летнего отдыха учащихся, так как большая часть родителей не работает из-за отсутствия рабочих мест (например: в 53 семьях работает или один родитель, или не работают оба родителя). Поэтому очень важно чтобы все дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных семей были охвачены летним оздоровительным отдыхом. В школе есть такая традиция, каждый ребенок должен летом отдохнуть и поправить свое здоровье. Поэтому все дети в летний период привлекаются к работе в лагерях. Более 90 человек отдыхает в Давендинской школе: посещают летом лагерь, организованный на базе школы, часть детей выезжает в профильные лагеря в Могочу и Читу, а некоторые отдыхают с родителями с выездом за пределы поселка. Дети, которые состоят на диспансерном учете, поправляют свое здоровье в санаториях Читинской области (курорт Кука, Горняк и др.) В школе на особом контроле находятся инвалиды, сироты и опекаемые дети. А таких ребят в школе всего 31 человек. Из них: - трое инвалидов детства; - двое круглые сироты; - трое опекаемые дети; -23 ребенка из реабилитационного центра« Журавленок», это дети, родители которых лишены родительских прав, или круглые сироты; -двоих детей взяли в семью на воспитание из реабилитационного центра «Журавленок» жители поселка. За такими ребятами постоянно осуществляется медицинский контроль, организовано льготное и бесплатное питание, регулярно поддерживается связь с родителями и опекунами. Даются консультации по вопросам воспитания и обучения, особенно это касается ребят их «Журавленка». Педагоги школы работают в тесном контакте с воспитателями и администрацией из центра «Журавленок». Усилия педагогов находят поддержку и понимание у воспитателей центра. Такое тесное сотрудничество приносит ощутимый результат, так как поведение ребят меняется в лучшую сторону. И это радует и педагогов, и воспитателей и, конечно, самих ребят. Особое место в работе школы занимают современные учителя. Честь им и хвала. Им отдельно дорабатывается глава в этой истории. Слова благодарности заслуживает завуч школы Федорова Наталья Владимировна. Под ее руководством работают учителя, повышают свой профессиональный уровень. Методическая работа в школе действует под ее контролем. Несмотря на то, что из-за нехватки учителей она вынуждена вести уроки в начальной школе, успевает проводить внутришкольный контроль по всем предметам. Программы, которые пишет она, являются лучшими. В последнее время, когда от школы стали требовать повышения качества, эта работа в школе анализируется, и по результатам работы делаются выводы. Мониторинг, подготовленный ею, является результатом труда всего коллектива, но руководит им Наталья Владимировна. Вопросами воспитательной работы в школе занимается Юрасова Валентина Атисовна. Команда школы под ее руководством занимает призовые места в районе в конкурсе КВН. Регулярно проводятся различные мероприятия, в которых принимают участие все классы. Валентина Атисовна учитель физики. Под ее руководством ученик школы Дьяков Данил занимается и представляет свои технические поделки на конкурсах НОУ. Еще обучаясь в 7 классе, этот юноша занял в районе первое место в конкурсе по ТРИЗу и был направлен в Читу. А в Чите обогнал своих старших товарищей, которые учились в 10-11 классе и занял первое место в конкурсе «Эрудит». Кашкина Валентина Афанасьевна учитель русского языка и литературы. Проработала в школе более 40 лет. Это требовательный учитель, любящий свой предмет. Ее учащиеся на Едином государственном экзамене получают от 65 до 75 баллов. Ее ребята занимаю первые места в исследовательских работах. Участвуя в предметных олимпиадах, тоже показывают хорошие результаты. 2010 год был объявлен «Годом Учителя». События, которые произошли в нашей школе, настолько интересные, что этому будет посвящаться отдельная глава. А начался Год Учителя с того, что в нашей школе побывал наш выпускник Кошелев Александр, который в очередной раз совершил велопробег по Африканскому континенту. И в этот же год к нам в школу приехало большое количество бывших выпускников, у них состоялась встреча с родной школой, со своими учителями. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Hosted by uCoz